Смотрим
Он был убежден, что главное предназначение кино – рождать в зрителе сопереживание.
На 84-м году ушел из жизни драматург и сценарист Рустам Ибрагимбеков. Он был убежден, что главное предназначение кино – рождать в зрителе сопереживание. О творческом методе мастера – Станислав Анисимов.
"В этом мире есть вещи, которые знаю только я. И никто, кроме меня, о них не напишет", – говорил Рустам Ибрагимбеков. Автор сценариев более чем к 40 художественным и телевизионным фильмам, главным он считал свой жизненный опыт, которым и старался поделиться с читателем и зрителем.
"Есть художники, которые смотрят на глыбу, мрамор и уже видят скульптуру, они отсекут лишнее и получат ее. Я не из таких. Я похож на человека, который бродит по лесу, видит корягу, которая вызывает в нем какие-то ассоциации, он начинает ее обрабатывать и в результате получает то, что нужно", – отмечал Ибрагимбеков.
Известность к Ибрагимбекову пришла, когда он в соавторстве с Валентином Ежовым написал сценарий к фильму "Белое солнце пустыни". Гражданская война – всего лишь одна из тем этого фильма, как говорил сценарист. Для меня это история про героя, который в страшных обстоятельствах хочет остаться человеком.
"Как остаться человеком? Как сохранить личность, когда тебе навязывают, я не имею в виду даже общую идеологию. А каждое сообщество имеет свою идеологию, так называемый, коллектив.Все зависит от его качества, и он пытается подчинить. А возможности у коллектива были очень большие", – отмечал мастер.
Меланхолия и трагизм, обилие многозначительных деталей. Роман Балаян изменил первоначальный замысел Рустама Ибрагимбекова, но сохранил главное – переплетение разных культур и мировоззрений, неповторимое настроение: тихое увядание природы, печальную осень. Предзнаменование грядущих перемен, которое уловил сценарист.
Совместная работа с Никитой Михалковым – еще один важный этап в творчестве Ибрагимбекова. "Утомленные Солнцем" – картина не обличающая, а наполненная драматизмом, в котором существовал Советский Союз, как пояснял сценарист. "Мы старались увидеть нашу жизнь в объеме, а не просто в плоскости политических суждений".
"Мои герои, они попадают в обстоятельства, которые я придумываю. И потому как они себя ведут, как действуют, как говорят, как реагируют и так далее, и так далее. Мы судим об их человеческих, гражданских и иных качествах. Я никогда их не описываю, даю читателю возможность самому это довообразить", – рассказывал Ибрагимбеков.
Любое художественное произведение, как говорил Ибрагимбеков, должно быть как море, чтобы тот, кто не умеет плавать, мог поплескаться у берега. Но оно должно быть достаточно глубоким для тех, кто хочет понырять.
11 марта в 18:20 смотрите на нашем канале документальный фильм-беседу с Рустамом Ибрагимбековым "Кочевник, похожий на льва».
***
Уход Рустама Ибрагимбекова – огромная потеря для российского кино. О сценаристе сегодня вспоминают его друзья и коллеги.
"Остроумный, умный, тонкий человек, с которым мне было очень интересно работать, общаться и дружить. Сожалею очень", – отметил режиссёр, народный артист РСФСР Никита Михалков.
"Он был из тех, я бы сказал фундаментальных, основательных людей, очень крупного масштаба! Яркая личность, которая собственно организует вокруг себя то или иное сообщество. Картины все, которые он сделал, все знают и будут помнить, на их примере учат писать сценарии, снимать картины", – рассказал режиссер Вадим Абдрашитов.
"Это всегда были очень человеческие, очень гуманистические истории, всегда отличающиеся не таким закрученным, сложным сюжетом, а скорее говорящие о внутреннем мире, о внутренней жизни человека. И это был настоящий художник", – пояснил режиссёр, народный артист России Павел Лунгин.
Рустам Ибрагимбеков – повелитель сценарных волн. Действенная проза – вот его секрет.
Сегодня в московском Доме кино прощаются с Рустамом Ибрагимбековым. Известный сценарист и драматург скончался в Москве на 84-м году жизни. Один его один фильм "Белое солнце пустыни" чего стоит...
"Белое солнце пустыни" стало его восходом. Молодого сценариста из Баку на "Мосфильм" позвали на подмогу Валентину Ежову – для работы над "приключенческой картиной о реалиях Средней Азии периода борьбы с басмачеством».
"Я понял, что если признаюсь, что ни разу не был в Средней Азии и не участвовал в революции, меня не возьмут. И я прикинулся опытным специалистом по Востоку", – вспоминал Ибрагимбеков.
Вместе с Ежовым и режиссером Мотылем они сотворили кинематографическое чудо, где прозвучали главные слова на все времена: "Я мзду не беру, мне за державу обидно". А отдельные эпизоды просто списаны из его, Рустама Ибрагимбекова, счастливого бакинского детства.
"Философ, художник. Золотой фонд советско-азербайджанской культуры. Уходит поколение большого советского и национального азербайджанского кино", – отметил кинорежиссер Андрей Кончаловский.
"Мои самые яркие впечатления – это "Белое солнце пустыни". Да и сам Рустам, его потрясающая личность, широта души, ум, мудрость. Он был настоящим интеллигентом", – подчеркнул народный артист РФ Игорь Костолевский.
Настоящий бакинец, сын профессора, интеллектуал, он прославил кино российское, азербайджанское и украинское. На студии Довженко работал вместе с Романом Балаяном.
"Я люблю, чтобы то, что я делаю, пришлось по душе большому количеству людей, я своим студентам говорю, что сценарий должен быть, как море. Тот, кто не умеет плавать, должен иметь возможность поплескаться у берега", – считал Ибрагимбеков.
Ибрагимбеков – повелитель сценарных волн. Действенная проза – вот его секрет. Говорил, не могу, как Пруст, описывать внутреннюю жизнь человека, не толкая его на поступки.
Фильм, снятый на излете ХХ века французом Режисом Варнье, с Меньшиковым, Бодровым, Богданом Ступкой, Садрин Боннер и Катрин Денев. "Восток – Запад" – название словно бы про него, Ибрагимебкова, связавшего цивилизации.
"Сибирский цирюльник", "Утомленные солнцем", "Урга" – с Никитой Михалковым вдохновенно писали в четыре руки. И вот уж действительно пути сценарной мысли неисповедимы, если отправной точкой для работы над "Утомленными солнцем" стал рассказ Гайдара "Голубая чашка". Получился взгляд на страшные страницы истории ХХ века глазами девочки, проживающей самый счастливый день своей маленькой жизни. Это одна из немногих картин, снятых уже после распада СССР, в которой более или менее правдиво рассказано о том времени.
"Это мой соавтор был, друг. Мы много вместе работали. Он был веселый, остроумный, умный, тонкий человек, с которым было очень интересно работать и дружить", – подчеркнул режиссер Никита Михалков.
Кино – его первая любовь. Потом пришла и другая – театр. Пьесы Рустама Ибрагимбекова идут на сотне мировых сцен. Три года назад 80-летний юбилей отмечали премьерой в Et Cetera.
"Всю жизнь я старался делать только то, что мне интересно, и ограничивала меня только соя совесть. Как ни странно, не законы, не правила, потому что законы меняются, правила придумают другие люди. Высшим для меня была моя совесть", – подчеркивал драматург.
Он придумал сотни историй, которые полюбили миллионы зрителей. Сегодня с Рустамом Ибрагимбековым прощается Москва. Похоронят сценариста, писателя и режиссера в родном Баку.
Друзья и коллеги отдали дань памяти мастеру, чье творчество оставило глубокий след в культуре.
В Большом зале Центрального дома кинематографистов простились с Рустамом Ибрагимбековым. Писателя, кинодраматурга и режиссера, лауреата Государственных премий друзья и коллеги вспоминали как мастера, чье творчество оставило глубокий след в отечественной и мировой культуре.
"Я с ним дружил давно, когда он только учился на сценарных курсах. Это была, я считаю, одна из ярчайших фигур. Ну что же, уходит это поколение, которому должны быть обязаны российские кинематографисты, и искусство, и философия, и азербайджанская культура", – поделился режиссер, народный артист РСФСР Андрей Кончаловский.
"Рустам является выразителем своего времени. Я думаю, что потомки по его произведениям будут изучать ту жизнь, в которой мы жили. И когда были в одной стране, и уже в последующий период суверенитетов", – считает певец, композитор Полад Бюль-бюль Оглы.
"Он прекрасно понимал политически, гражданственно понимал, творчески понимал необходимость существования этой арки Восток-Запад и возглавлял конфедерацию Союза кинематографистов бывших республик СССР. Единственный человек, как я понимаю, из всех нас, кинематографистов, который мог это делать умело, тонко, от души", – отметил режиссер, народный артист России Вадим Абдрашитов.
"Мои самые яркие впечатления – это "Белое солнце пустыни". Да и сам Рустам, понимаете, сам Рустам, его потрясающая личность, широта души, ум, мудрость. Я уже сказал: он был настоящим интеллигентом", – подчеркнул народный артист России Игорь Костолевский.
"То, что он сделал для кинематографа в 90-е годы, трудно переоценить. Потому что он был продюсером первого фильма Лунгина "Такси-блюз", который стал знаменитым. Он помогал Александру Хвану. Он был продюсером, который не ревновал к чужому таланту. Напротив, он выкапывал его, как в песке разыскивают бриллианты", – рассказал специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
"Он преподавал во ВГИКе, считайте, до последнего. До тех пор, пока не заболел тяжело. Не доучил совсем немного пятый курс, свою мастерскую. Но, конечно, они защитятся. И, конечно, частичка его души останется в них и в их творчестве", – сказал ректор Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова Владимир Малышев.