Новости

Джахангир Касымов: «Советский прокат был государством в государстве»

Интервью с#nbsp;кинорежиссером, киносценаристом, продюсером, заслуженным деятелем искусств Узбекистана#nbsp;— Джахангиром Касымовым.

Интервьюер: режиссер, оператор, председатель редакционного совета журнала о#nbsp;кино, «Jas Óner»#nbsp;— Талгат Тайшанов.

Талгат Тайшанов: Сегодня на#nbsp;Международном форуме национальной кинематографии «Золотая арка» имени Рустама Ибрагимбекова обсуждали вопрос ко-продукции между странами-участниками. Был#nbsp;ли у#nbsp;Вас опыт ко-продукции с#nbsp;другими странами?

Джахангир Касымов: Да, был такой опыт. Например, над исторической кинокартиной «Ибрат» мы#nbsp;работали вместе с#nbsp;египетской студией. Мы#nbsp;отсняли небольшие эпизоды в#nbsp;Турции, а#nbsp;почти половину картины#nbsp;— в#nbsp;Каире. Египетская студия не#nbsp;только помогла в#nbsp;съемках картины, но#nbsp;еще и#nbsp;в#nbsp;продвижении: показывала её#nbsp;на#nbsp;государственных каналах.

Также до#nbsp;этого я#nbsp;снимал фильм «Назира», и#nbsp;турецкая компания купила лицензию на#nbsp;его прокат, сделала перевод. Фильм и#nbsp;сейчас показывают по#nbsp;телевизионным каналам в#nbsp;Турции.

Т.Т.: А#nbsp;был опыт ко-продукции на#nbsp;постсоветском пространстве?

Д.К.: На#nbsp;постсоветском пространстве#nbsp;— нет, но#nbsp;мы#nbsp;часто работаем с#nbsp;известными казахскими каскадерами Nomad. И#nbsp;сейчас мы#nbsp;вместе делаем проект, где я#nbsp;являюсь художественным руководителем. Он#nbsp;называется «Великий Амир Тимур и#nbsp;Донна Мария». Там они принимают непосредственное участие, выполняют все каскадерские трюки. Еще совместно с#nbsp;турецкой компанией мы#nbsp;снимаем фильм «Кангара».

Что касается ко-продукции на#nbsp;постсоветском пространстве,#nbsp;— при мне недавно снимали картину «Узбечка» с#nbsp;белорусами. До#nbsp;этого выходила картина Джахангира Ахмедова, моего тезки. Называлась она «Илхак», тоже снималась совместно с#nbsp;Белоруссией.

Т.Т.: Почему так мало совместных работ? Вы#nbsp;говорите, с#nbsp;Египтом работали, с#nbsp;Турцией работали.

Д.К.: Во-первых, должна быть определенная тема, которая#nbsp;бы заинтересовала обе страны. Почему появилась картина «Илхак» Джахангира Ахмедова? Потому что герой#nbsp;— из#nbsp;кишлака под Ташкентом, который воевал в#nbsp;Белоруссии. Фильм основан на#nbsp;реальной истории одной семьи. У#nbsp;женщины было 9 сыновей, и#nbsp;ни#nbsp;один из#nbsp;них с#nbsp;фронта не#nbsp;вернулся. Про это сняли картину. И#nbsp;когда этот сценарий представили Беларусьфильму, т.к. в#nbsp;той стране была подходящая локация#nbsp;— киностудия заинтересовалась и#nbsp;включилась.

Т.Т.: То#nbsp;есть основа, драматургия должна быть общей.

Д.К.: Безусловно, да. Сейчас выходят на#nbsp;связь продюсеры с#nbsp;предложениями о#nbsp;совместной работе. Например, ведутся переговоры с#nbsp;Азербайджанфильмом#nbsp;— там есть Ильчин Муса-оглы, режиссер, сценарист, мой друг, он#nbsp;должен скоро приехать на#nbsp;Ташкентский международный кинофестиваль. И#nbsp;он#nbsp;мне заранее сказал, что есть совместный узбекско-азербайджанский проект. Спросил: «Ты#nbsp;мог#nbsp;бы поддержать?» Я#nbsp;ответил: «Смотря, как». Конечно, мы#nbsp;можем ради искусства, но#nbsp;главное#nbsp;— должна быть заинтересованность узбекской стороны. Я#nbsp;уточнил, какой она может быть? И#nbsp;тогда он#nbsp;ответил, что действие происходит в#nbsp;узбекском кишлаке. Он#nbsp;у#nbsp;меня спросил названия узбекских горных кишлаков, географические координаты селений. Я#nbsp;помог ему в#nbsp;этом и#nbsp;еще несколькими советами. Ведь, несмотря на#nbsp;то, что у#nbsp;нас близкая религия и#nbsp;обряды, могут быть различия в#nbsp;деталях жизни. Я#nbsp;не#nbsp;знаю, о#nbsp;каком проекте шла речь, но#nbsp;он#nbsp;сказал, что действие фильма происходит в#nbsp;горном кишлаке, засыпанным снегом, оттуда не#nbsp;могут спуститься люди.

Я#nbsp;думаю, что мы#nbsp;будем продолжать двигаться к#nbsp;совместной работе. Сегодня мы#nbsp;говорили о#nbsp;советском прокате#nbsp;— это была очень мощная организация, государство в#nbsp;государстве. Самым прибыльным после спиртного было кино. Существовало, наверное, более 300 000 кинотеатров. Были передвижные киноустановки#nbsp;— приезжали в#nbsp;кишлак, показывали индийское, узбекское, русское, грузинское, казахское, киргизское кино. Благодаря этому прокату, мы#nbsp;смотрели фильм «Невеста» Туркменфильма, знаменитый казахский «Менің атым Қожа» Ноджиева. Грузинские короткометражки. Русские картины, от#nbsp;Рязанова до#nbsp;«Кавказской пленницы» Гайдая, Шукшина, того#nbsp;же Тарковского. Понимаете, мы#nbsp;смотрели. Были огромные кинотеатры, где были индийские прокаты, но#nbsp;были еще и#nbsp;кинотеатры маленькие, где мы#nbsp;смотрели Тарковского, где мы#nbsp;смотрели Феллини. Конечно, немного людей смотрело Сокурова… Например, в#nbsp;кинотеатре «Пионер» было порядка 150 посадочных мест. Но#nbsp;главное, что люди смотрели.

Хочу привести в#nbsp;пример поддержку кинематографа во#nbsp;Франции. 70% проката там занимают голливудские фильмы, но#nbsp;30% приходится на#nbsp;французские#nbsp;— это обязательное требование, которое выдвинули частным прокатчикам. Там тоже нет государственных. У#nbsp;прокатчиков возник логичный вопрос: «Кто будет возмещать убытки, если на#nbsp;американских фильмах будет аншлаг, а#nbsp;французские не#nbsp;соберут и#nbsp;половину зала?» Государство стало распоряжаться дотациями, чтобы помогать прокатчикам. Допустим, в#nbsp;день конкретный кинотеатр должен зарабатывать 1 000 долларов, а#nbsp;поступило 300. В#nbsp;таком случае разницу в#nbsp;700 долларов доплачивают из#nbsp;Фонда поддержки кино. Кроме того, те, кто привозит американское кино, платят налог в#nbsp;фонд поддержки французского кино. По-моему, Франция единственная страна с#nbsp;такими мерами поддержки.

А#nbsp;в#nbsp;Китай, например, ввозят только 10% американских картин. В#nbsp;приоритете у#nbsp;них в#nbsp;прокате#nbsp;— кино собственного производства.

Мы#nbsp;же, Европа и#nbsp;Центральная Азия, не#nbsp;можем соперничать с#nbsp;Голливудом, поскольку не#nbsp;получится и#nbsp;50% своих фильмов поставить в#nbsp;прокат. Инфраструктура не#nbsp;настолько развита.

Т.Т.: Выходит, надо создавать мощное прокатное пространство.

Д.К.: Я#nbsp;думаю, что надо. Когда СССР разрушился, когда Узбекистан, Казахстан, Беларусь стали независимыми, прокат разъединился. Не#nbsp;стало центрального.

Т.Т.: Тем более, население Вашей страны, Казахстана, не#nbsp;сопоставимо для проката.

Д.К.: Конечно. Государственным прокатчикам-кинотеатрам нечего было показывать. Они просто пустовали. И#nbsp;потом задались вопросом: «Для чего это здание стоит?» Они налоги не#nbsp;могли платить; даже зарплату механикам, уборщицам, директору, бухгалтеру не#nbsp;давали. А#nbsp;когда выставили на#nbsp;аукцион,#nbsp;— разрешили показывать, что хотят. Или, как вариант, 5 лет не#nbsp;трогать здание, а#nbsp;потом его переоборудовать. И#nbsp;начали делать из#nbsp;кинотеатров рестораны и#nbsp;кафе.

Т.Т.: Я#nbsp;помню, когда кинотеатры превратились в#nbsp;торговые центры.

Д.К.: Совершенно верно. Но#nbsp;сейчас, если вы#nbsp;открываете торговый центр в#nbsp;Узбекистане, у#nbsp;вас должно быть минимум 5 кинозалов. Обязательно на#nbsp;верхнем этаже.

Т.Т.: То#nbsp;есть это регулируется законодательно?

Д.К.: Да.

Т.Т.: Это касается частных кинозалов?

Д.К.: Да. Они обязаны ставить кино, но#nbsp;какое именно#nbsp;— это на#nbsp;усмотрение предпринимателя. Конечно, он#nbsp;будет кассовое кино ставить в#nbsp;прокат#nbsp;— мейнстрим.

Т.Т.: Это большая проблема на#nbsp;постсоветском пространстве. И#nbsp;мы в#nbsp;этом плане проигрываем голливудским кино.

Д.К.: Да. Но#nbsp;в#nbsp;2000 году у#nbsp;нас был бум узбекского кино. Знаете, что сейчас в#nbsp;Казахстане частные картины смотрят? В#nbsp;тот период у#nbsp;нас было то#nbsp;же#nbsp;самое. Шли низкопробные картины на#nbsp;узбекском языке на#nbsp;тему семейных отношений, про любовь девушки и#nbsp;парня из#nbsp;разных социальных слоев. Такие драмы были интересны, и#nbsp;на#nbsp;них люди начали ходить. Тогда американское кино было менее востребовано, потому что молодежь к#nbsp;нему еще не#nbsp;привыкла. Сейчас, к#nbsp;сожалению, этот поток закончился. Все потому, что что американские производители начали привозить цифровое оборудование, объемный звук 5.1. Узбекские картины не#nbsp;смогли конкурировать уже в#nbsp;техническом плане. Конечно, американские кинокомпании поняли, что теряют кассу у#nbsp;нас, и#nbsp;начали выдвигать предложения.

Допустим, Вы#nbsp;предприниматель. Вам говорят: «Мы#nbsp;бесплатно Вам предоставим оборудование. Если у#nbsp;Вас есть зал, мы#nbsp;сами все установим. А#nbsp;расчет будет по#nbsp;процентам от#nbsp;картины, которую мы#nbsp;даем в#nbsp;прокат». Так они выживают. Пожалуй, есть чему поучиться.
2023-09-28 11:07