Новости

Фатима Ибрагимбекова: «Я приложу все усилия, чтобы сохранить одно из главных дел жизни отца»

Интервью с#nbsp;исполнительным директором Конфедерации Союзов кинематографистов, генеральным директором Международного форума национальных кинематографий «Золотая арка» им.#nbsp;Рустама Ибрагимбекова Фатимой Ибрагимбековой.

Интервьюер: режиссер, оператор, председатель редакционного совета журнала о#nbsp;кино, «Jas Óner»#nbsp;— Талгат Тайшанов.

Талгат Тайшанов: Кинофорум «Золотая арка» имени Рустама Ибрагимбекова состоялся. Вы#nbsp;удовлетворены тем, как он#nbsp;прошел? Достигнуты#nbsp;ли цели, которые стояли перед кинофорумом?

Фатима Ибрагимбекова: Это первый форум после ухода из#nbsp;жизни моего отца, Рустама Ибрагимбекова. Мне кажется, что он#nbsp;прошел успешно. На#nbsp;данном этапе все поставленные цели достигнуты, но#nbsp;предстоит еще много работы. Я#nbsp;приложу все усилия, чтобы сохранить Конфедерацию Союзов кинематографистов#nbsp;— одно из#nbsp;главных и#nbsp;любимых дел жизни отца.

Организация была основана им#nbsp;более тридцати лет назад, сразу после распада СССР, и#nbsp;кинофорум сразу стал флагманским событием Конфедерации. Как вы#nbsp;знаете, с#nbsp;этого года форум носит имя Рустама Ибрагимбекова. Это вселяет в#nbsp;меня уверенность, что все поставленные цели будут достигнуты.

Т.Т: Расскажите подробнее о#nbsp;кинофоруме «Золотая арка». Как Вашему отцу, режиссеру и#nbsp;драматургу Рустаму Ибрагимбекову, пришла идея создать его?

Ф.И.: Отец был человеком дружбы. После распада СССР он#nbsp;посчитал важным сохранить связи и#nbsp;дружбу между кинематографистами бывших союзных республик и#nbsp;придумал Конфедерацию. Благодаря работе этой организации на#nbsp;протяжении тридцати лет ежегодно проводились форумы, киношколы и#nbsp;фестивали, где кинематографисты всех бывших республик обменивались опытом и#nbsp;делились достижениями.

Т.Т.: Отличается#nbsp;ли кинофорум 2023 года от#nbsp;прошлых лет? Были#nbsp;ли сложности в#nbsp;организации в#nbsp;этом году?

Ф.И.: Сложностей было немало. Но#nbsp;в#nbsp;итоге все получилось, и#nbsp;это главное. Нам пришлось немного изменить формат церемонии награждения и#nbsp;пригласить в#nbsp;Москву только победителей форума. Интриги не#nbsp;было. Но#nbsp;я#nbsp;считаю, что в#nbsp;этом нет ничего плохого. Это не#nbsp;фестиваль и#nbsp;не#nbsp;премия. Задачи форума выполнены.

Т.Т.: Если говорить про организацию кинофорума, то#nbsp;благодаря кому финансово было организовано мероприятие? Имелось#nbsp;ли государственное участие в#nbsp;его проведении?

Ф.И.: Нас уже пять лет поддерживают два фонда. Фонд Горчакова и#nbsp;Фонд президентских грантов. Без их#nbsp;участия, сомневаюсь, что мы#nbsp;что-нибудь смогли#nbsp;бы провести.

Т.Т.: Что Вы#nbsp;можете сказать об#nbsp;аудитории кинофорума? Насколько «Золотая арка» актуальна сейчас для зрителей?

Ф.И.: Интерес к#nbsp;национальному кинематографу есть. Но#nbsp;зрителя важно вовремя и#nbsp;правильно информировать о#nbsp;том, что снимается и#nbsp;где это можно посмотреть. Поэтому форуму очень нужна поддержка СМИ. И#nbsp;я#nbsp;очень благодарна всем журналистам, которые пишут о#nbsp;нас.

Т.Т.: Почему кинофорум проходил в#nbsp;Москве?

Ф.И.: В#nbsp;Москве все начиналось. И#nbsp;пока только тут нам удается найти финансирование.

Т.Т.: Как проходил процесс отбора фильмов для кинофорума «Золотая арка»? Имеется#nbsp;ли разница с#nbsp;отборами фильмов для других кинофестивалей?

Ф.И.: Никакой разницы нет. Было сформировано жюри, которое возглавил замечательный драматург, педагог, Заслуженный деятель России#nbsp;— Павел Финн. Все члены жюри отсмотрели более 50 присланных картин и#nbsp;выставили свои оценки. После чего подсчитали голоса и#nbsp;выявили победителей.

Т.Т.: Расскажите подробнее о#nbsp;программе этого года. Как оцениваете уровень работ в#nbsp;этом году?

Ф.Р.: Это вопрос к#nbsp;жюри. Мое дело было#nbsp;— все организовать.

Т.Т.: В#nbsp;последнее время все чаще в#nbsp;сочетании со#nbsp;словом «кино» упоминается слово «питчинг», все больше организаций готовы оказать поддержку начинающим (и#nbsp;не#nbsp;только) кинематографистам. Планируются#nbsp;ли проведения питчингов в#nbsp;рамках «Золотой арки»?

Ф.Р.: Да, у#nbsp;нас есть в#nbsp;планах#nbsp;— устраивать питчинги для студентов. В#nbsp;этом году в#nbsp;рамках Форума мы#nbsp;сделали акцент на#nbsp;расширение образовательной площадки. Мастер-классы проводились в#nbsp;онлайн-формате, и#nbsp;участниками смогли стать студенты профильных ВУЗов стран-участниц Конфедерации. Была объявлена номинация «Лучший студенческий дебют». Для участия в#nbsp;конкурсе было прислано из#nbsp;государств-участниц Конфедерации 16 студенческих дебютов. Студенческая работа Анель Сарсембаевой (Казахстан) «Безумный Карим» производства учебной киностудии КазНУИ стала темой обсуждения одного из#nbsp;мастер-классов (Мастер Марат Имамберген). Презентация этой работы стала одной из#nbsp;тем обсуждения рабочей группы «Круглого стола». Студенты, участники Форума принимали участие во#nbsp;всех проводимых мероприятиях.

Был проведен Круглый стол на#nbsp;тему «Сотрудничество киношкол стран СНГ в#nbsp;сфере производства студенческих фильмов и#nbsp;организации студенческих кинофестивалей». Обсуждение этой темы, заинтересованность и#nbsp;желание участников объединить свои творческие, производственные и#nbsp;организационные возможности стали еще одной важнейшей ступенью в#nbsp;работе Форума. Также был проведен семинар на#nbsp;тему «Совместное кинопроизводство стран-членов Конфедерации союзов кинематографистов», который еще раз укрепил инициативы, служащие той самой цели: собираясь за#nbsp;широким столом, делиться достижениями, объединяться вокруг кино и#nbsp;продолжать общее дело, начало которому много лет назад положил Рустам Ибрагимбеков.

Т.Т.: Каким вы#nbsp;видите кинофорум в#nbsp;будущем? Планируются#nbsp;ли какие-то глобальные перемены в#nbsp;организации кинофорума?

Ф.И.: Хочется сделать форум масштабнее и#nbsp;устраивать показы фильмов-победителей, проводить «Эхо форума» в#nbsp;других странах входящих в#nbsp;Конфедерацию. Планируем летние киношколы, кинорынок. Планов много.

Т.Т.: Кто и#nbsp;как может вступить в#nbsp;Конфедерацию? И#nbsp;что это вступление дает представителю киноиндустрии?

Ф.Р.: Международный союз «Конфедерация Союзов кинематографистов» (КСК) образован в#nbsp;1991 году и#nbsp;является правопреемником Союза кинематографистов СССР, объединяющим союзы кинематографистов из#nbsp;стран#nbsp;— бывших союзных республик СССР. Сегодня в#nbsp;состав КСК входят Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. Согласно Уставу, «членами Конфедерации могут быть только юридические лица, в#nbsp;том числе иностранные юридические лица».

Если Союзы кинематографистов государств, которые сейчас не#nbsp;входят в#nbsp;состав нашей организации, вновь захотят стать членами КСК, заявление от#nbsp;такого юридического лица рассматривается на#nbsp;общем собрании, решение принимается простым голосованием.

В#nbsp;нашем уставе прописано: «Целью деятельности Конфедерации является объединение юридических лиц, основанное на#nbsp;добровольном членстве и#nbsp;созданное для представления и#nbsp;защиты общих, в#nbsp;том числе профессиональных, интересов членов Конфедерации, направленных на#nbsp;развитие международных связей между национальными кинематографиями стран постсоветского пространства, содействие профессиональному развитию кинематографистов различных специальностей на#nbsp;международном уровне».

Т.Т.: Вы#nbsp;ребенок выдающихся родителей: Рустама Ибрагимбекова и#nbsp;Людмилы Духовной. Насколько это предопределило выбор Вашей профессии, и#nbsp;чувствуете#nbsp;ли Вы#nbsp;особую ответственность за#nbsp;фамилию, которую носите?

Ф.Р.: Я#nbsp;выросла среди людей творческих профессий, с#nbsp;раннего детства наблюдала, как это все непросто и#nbsp;никогда не#nbsp;романтизировала ни#nbsp;одну творческую профессию. Поэтому решила стать переводчиком и#nbsp;поступила в#nbsp;Институт иностранных языков. Но, проучившись год, поняла, что это не#nbsp;мое, что мне скучно, и#nbsp;поступила во#nbsp;ВГИК, где сразу#nbsp;же почувствовала себя, как дома. Ответственность за#nbsp;фамилию всегда чувствовала и#nbsp;продолжаю чувствовать. Наверное, именно это меня подстегивает не#nbsp;опускать руки, даже в#nbsp;самые сложные времена.

Т.Т.: Спрашивать о#nbsp;планах режиссера, актрису, сценариста и#nbsp;продюсера#nbsp;— неблагодарное дело. И#nbsp;тем не#nbsp;менее, приоткройте завесу ближайших планов.

Ф.И.: Я#nbsp;человек суеверный, поэтому промолчу. Когда все случится, все вам подробно расскажу. Обещаю.

Т.Т.: Какой#nbsp;бы Вы#nbsp;дали совет молодым талантливым кинематографистам? Что нужно сделать, чтобы состояться в#nbsp;киноиндустрии?

Ф.И.: Все очень индивидуально. У#nbsp;всех свой путь и#nbsp;свои способы реализации. Единственное, что могу порекомендовать,#nbsp;— это побольше читать хорошую литературу и#nbsp;смотреть хорошее кино.
2023-09-28 14:59