Новости

Интервью с режиссером Эрнестом Абдыжапаровым (Кыргызстан)

Интервьюер: режиссер, оператор, председатель редакционного совета журнала о#nbsp;кино, «Jas Óner»#nbsp;— Талгат Тайшанов.

Талгат Тайшанов: Эрнест, какие пути развития вы#nbsp;видите для национального кинематографа?

Э.А.: 32 мы#nbsp;года говорим о#nbsp;кино, но#nbsp;никогда не#nbsp;говорим о#nbsp;зрителе. Потому что в#nbsp;Советском союзе государство было заинтересовано в#nbsp;том, чтобы зрители были к#nbsp;нему лояльны, и#nbsp;кинематограф использовало как инструмент. В#nbsp;течение 32 лет мы, в#nbsp;основном, говорим о#nbsp;том, чтобы кино стало неким элитарным искусством. Режиссеры заинтересованы в#nbsp;том, чтобы их#nbsp;признали на#nbsp;фестивалях. Продюсеры заинтересованы в#nbsp;том, чтобы зарабатывать деньги на#nbsp;чем угодно! А#nbsp;государство хочет влиять на#nbsp;зрителей. Но#nbsp;о#nbsp;зрителях никто не#nbsp;думает. И#nbsp;получается, государство не#nbsp;может финансировать ни#nbsp;продюсера, ни#nbsp;режиссера, потому что не#nbsp;заинтересовано.

Почему сложилась такая ситуация? Я#nbsp;говорю об#nbsp;этом долгие годы. Это произошло во#nbsp;время распространения независимого кино, когда мы#nbsp;неверно поняли терминологию из-за неправильного перевода. Европа, для борьбы с#nbsp;голливудским кинематографом, сделала такое разделение: голливудское кино#nbsp;— коммерческое, а#nbsp;европейское кино#nbsp;— артхаусное. И#nbsp;с#nbsp;прибыли от#nbsp;голливудского кино Европа утвердила квоту, которую направляла на#nbsp;свой национальный кинематограф,#nbsp;— поэтому оно и#nbsp;существует. Таким образом коммерческое кино подпитывает авторское кино. Термины «коммерческое» и#nbsp;«авторское»#nbsp;— взаимоисключающие и#nbsp;антагонистические. И, переведя их#nbsp;на#nbsp;русский язык, мы#nbsp;сказали практически всем, кто у#nbsp;власти, и#nbsp;всем, кто при министерствах культуры, госагентствах: «Мы#nbsp;элита, вы#nbsp;должны финансировать авторское кино#nbsp;— это настоящее искусство, это развитие». Государство финансирует авторское кино, но#nbsp;зрители его не#nbsp;смотрят! Априори государство не#nbsp;может финансировать коммерческое кино, потому что оно не#nbsp;может зарабатывать деньги. И#nbsp;получается замкнутый круг, когда государство не#nbsp;может финансировать ни#nbsp;продюсеров, ни#nbsp;режиссеров.

В#nbsp;этом году в#nbsp;Кыргызстане мы#nbsp;очень большой группой разрабатывали стратегию развития киргизского кино, и#nbsp;в#nbsp;большой дискуссии мы#nbsp;пришли к#nbsp;единому мнению#nbsp;— отказаться от#nbsp;терминологии авторского и#nbsp;коммерческого кино. Мы#nbsp;пришли к#nbsp;тому, что теперь будем называть наше кино мейнстримом и#nbsp;артхаусом. И#nbsp;я#nbsp;думаю, что, если мы#nbsp;все к#nbsp;этому придем, тогда в#nbsp;совместном производстве все государства будут думать о#nbsp;том, как воздействовать на#nbsp;зрителей друг друга, чтобы вытеснить Голливуд из#nbsp;нашего пространства и#nbsp;снова вернуть единую прокатную систему. А#nbsp;чтобы быть интересными друг другу, мы#nbsp;должны думать о#nbsp;зрителях, об#nbsp;их#nbsp;вкусах, об#nbsp;их#nbsp;интересах, какого#nbsp;бы уровня они ни#nbsp;были! И#nbsp;я#nbsp;думаю, что режиссеры ― не#nbsp;все, но#nbsp;талантливые режиссеры, ― должны подумать о#nbsp;зрителях и#nbsp;спуститься к#nbsp;ним. Нужно взрастить своих Гайдаев и#nbsp;Рязановых. А#nbsp;сейчас мы#nbsp;все занимаемся искусством, а#nbsp;прокат мы#nbsp;отдали дельцам, халтурщикам, которые убивают наших зрителей! И#nbsp;вот что самое интересное#nbsp;— я#nbsp;всегда спрашиваю и#nbsp;хотел#nbsp;бы у#nbsp;вас тоже спросить: смотрят#nbsp;ли казахские зрители казахское кино?

Т.Т.: Да. Смотрят. У#nbsp;нас очень много интересных картин, правда, они не#nbsp;собирают большую аудиторию.

Э.А.: Отрадно, потому что я#nbsp;спрашивал грузин, и#nbsp;они говорят: грузины не#nbsp;смотрят грузинское кино.

Вернусь к#nbsp;направлениям, которые мы#nbsp;называем коммерческим и#nbsp;авторским. Изначально это было люмьеровское и#nbsp;мельесовское кино. Потом мельесовское стало Фабрикой грез в#nbsp;Голливуде, а#nbsp;люмьеровское ― тем, что мы#nbsp;сегодня называем фестивальным кино.

Я#nbsp;солидарен с#nbsp;тем, что говорится в#nbsp;Библии: «В#nbsp;начале было Слово». И#nbsp;мы#nbsp;должны это слово пересмотреть. Когда вы#nbsp;говорите: «Коммерческое кино»,#nbsp;— в#nbsp;этом слове уже есть пренебрежение, уже есть некий снобизм к#nbsp;тому, что наши зрители уровнем ниже, поэтому для них приходится делать настолько низкое кино.

Нужно вернуться к#nbsp;тому, от#nbsp;чего мы#nbsp;ушли ― в#nbsp;советское время фильмам давали категории, как искусству. И#nbsp;если фильму присуждалась высшая категория, он#nbsp;издавался массовым тиражом; его распространяли через клубы кинолюбителей, через «Советский экран» через «Клуб кинолюбителей», через Кинопанораму. И#nbsp;людей, зрителей воспитывали и#nbsp;обучали, как нужно смотреть большое кино. Я#nbsp;думаю, в#nbsp;этом кроется наше будущее, потому что я#nbsp;вижу, как из#nbsp;года в#nbsp;год национальный кинематограф умирает. Если взять весь национальный кинематограф, то#nbsp;на#nbsp;сегодняшний день киргизское и#nbsp;казахское кино#nbsp;— единственные, кто соперничают с#nbsp;Голливудом и#nbsp;куда приходят в#nbsp;коммерческую нишу талантливые люди. Они воспитывают своих зрителей и#nbsp;привлекают их.

Т.Т.: Можете привести пример такой конкуренции в#nbsp;Киргизии?

Э.А.: В#nbsp;прошлом году, мои российские друзья пошли в#nbsp;кинотеатр и#nbsp;увидели рекламу Top gun. Он#nbsp;стал лидером проката прощлого года, и#nbsp;люди бросились в#nbsp;кинотеатры смотреть его. Мои друзья в#nbsp;том числе. Потом рассказали мне: «Нас было 5 человек, смотревших этот мировой хит. А#nbsp;в#nbsp;соседних залах шли киргизские фильмы, на#nbsp;которые невозможно было купить билеты». И#nbsp;они были потрясены этим!

Я#nbsp;думаю, что сегодня, чтобы говорить о#nbsp;совместном производстве, мы#nbsp;должны подумать о#nbsp;наших зрителя. Может быть, стоит разработать программу на#nbsp;40 лет вперед о#nbsp;работе над совместным зрительским кино, чтобы через 40 лет снова вернуть единое экономическое, прокатное, культурное пространство, куда#nbsp;бы наши зрители ходили, как в#nbsp;свое время ходили#nbsp;мы. Какую кассу собирал Рустам Хамдамов!

Т.Т.: Замечательное предложение. Надеюсь Международный форум национальных кинематографий «Золотая Арка» имени Рустама Ибрагимбекова поспособствует этому! Спасибо за#nbsp;интервью!
2023-09-28 14:44