Новости

О визуализации сценария — интервью с Петром Кривостаненко

Интервью с кинорежиссером, кинооператором, доцентом кафедры кинооператорского мастерства Академии искусств (Беларусь) Петром Кривостаненко.
Интервьюер: режиссер, оператор, председатель редакционного совета журнала о кино, «Jas Óner» — Талгат Тайшанов.

Талгат Тайшанов: Петр Васильевич, Вы недавно провели мастер-класс. Почему Вы выбрали тему «Визуализация сценария»?

Петр Кривостаненко: Режиссерское решение зависит именно от визуализации киносценария. На мастер-классе я рассказывал о том, что в процессе первой читки сценария активно работает воображение: организм сам визуализирует то, что мы слышим или читаем. В процессе дальнейшей работы над киносценарием есть много нюансов, но первой читке я уделяю особое внимание. Это очень важная деталь в начале работы над любой картиной, поскольку в восприятии режиссера рождаются определенные идеи, благодаря которым он окончательно понимает, какое именно кино хочет сделать.

Т.Т: Почему был выбран онлайн-формат проведения мастер-класса, и как он Вам?

П.К.: Мне позвонили и попросили провести мастер-класс онлайн — я согласился. Я считаю, это очень удобный формат для обучения. Для личных мастер-классов приходится тратить минимум 3−4 дня на поездку, а благодаря выбору онлайн-варианта, удается успеть больше за то же время. Прочитал дополнительную лекцию, не отходя от рабочего места. Плюс ко всему, онлайн-формат дает возможность услышать информацию гораздо большему числу заинтересованных людей. Это не аудитория, в которой поместится человек 20.

Т.Т.: В рамках Международного форума национальной кинематографии имени Рустама Ибрагимбекова в этом году ввели такую номинацию, как студенческий дебют. Ваше мнение, как преподавателя?

П.К.: Я считаю, это очень правильно — дать молодым людям возможность показать себя, сделать первые шаги и при этом ощутить поддержку. Само участие в любом кинофестивале — это дополнительное образование для студентов. Как минимум, когда они присутствуют и смотрят работы других режиссеров, обязательно сравнивают себя. Сравнительная система всегда существует в человеке: я такой или не такой, могу я так же или не могу? Взвешивая свои достижения и недостатки, люди стараются подняться выше. Мне кажется, сравнительная система подталкивает быть лучше в учебе.

Т.Т.: Вчера у нас был «круглый стол», семинар на тему «Совместное производство». Вы озвучили очень интересные мысли — я бы хотел, чтобы Вы их повторили.

П.В.: В совместном производстве студенческих работ очень важна роль финансирования. И в этом, в первую очередь, должно быть заинтересовано государство. Кино, визуальные виды искусства больше воздействуют на психологию человека, нежели написанная где-то информация или озвученная по радио. Если что-то написано — не каждый прочитает, запомнит. А если что-то посмотрят один раз, обязательно запомнят, потому что это производит больше впечатления. Поэтому фильмы могут объединять наши народы. И этому, мне кажется, на данном этапе очень мало уделяется внимания со стороны высших руководящих властей.

Т.Т.: Вы могли бы рассказать про ваш факультет?

П.К.: Наш факультет довольно большой. Там есть и режиссура, и операторское мастерство, и звукорежиссура, и сценарный отдел. Художники у нас сейчас на другом факультете; также 5 лет назад я выпускал операторов игрового кино — сейчас мы выпускаем операторов телевизионного формата. А группы художников у нас тоже как-то подбираются. Если мы выпускаем операторов и режиссеров-игровиков, то обязательно также художников. Все группы небольшие: мы набираем по 9 человек, в основном. Но всех профессий, чтобы у выпускников была возможность в дальнейшем какие-то совместные фильмы делать, чтобы завязывались какие-то отношения еще во время учебы. После выпуска легче акклиматизироваться в мире и начинать какую-то работу, уже имея каких-то партнеров. А если мы отдельно выпустим профессионала любой профессии, он будет ходить из угла в угол, искать, а с кем познакомиться и что сделать. А если еще не будет участвовать в таких мероприятиях, как у нас прошло вчера, или каких-то показах, то вообще в итоге сменит профессию.

Т.Т.: Когда был создан ваш факультет?

П.К.: Факультет существует уже 11 лет, а я там работал, еще когда его не было. Учили нашим профессиям еще в другом корпусе, в основном. Сейчас мы переехали на Чичерина — у нас отдельное здание, есть помещения для съемки. И есть еще одно здание в городе, где можно сделать павильоны, но оно далеко находится. Пока что над этим вопросом работают, посмотрим, что будет дальше.

Т.Т.: Скажите в двух словах свое мнение о белорусском кино сегодня.

П.В.: Оно в упадке.